Играть любят все — независимо от возраста. Ребенка с малого возраста нужно приучать к развивающим играм. Конечно, когда в семье несколько детей, то развлечения становятся немного другими, ведь групповые задания намного веселее и интереснее.
Младенцы очень быстро развиваются и растут. Для них первые игры начинаются с пальчиков. В возрасте 3-4 месяцев дети уже пристально рассматривают свои ручки, двигают пальчиками.
- Песенка для развития моторики и речи: «Пальчики-мальчики все стоят в ряд, они с (имя ребенка) поиграться хотят. Будем хлопать мы в ладоши, потому что ты хороший». Дети стараются во всем подражать взрослым, поэтому вместе с первыми восклицаниями «ба», «бу», «агу», он начнет повторять и другие слоги, которые звучат в песне.
- Также важны игры, развивающие слух, например: «Найди источник звука». Надо потрясти погремушкой возле левого уха ребенка, затем возле правого, чередуя громкость: сначала тихо, затем громко. Повторять упражнение по 6 раз или пока малышу не надоест.
- Для маленьких детей 10-11 месяцев подойдет игра «Пирамидка». Она способствует развитию координации, мелкой моторики и зрительного восприятия. Упражнение заключается в складывании матрёшки, малыш с радостью в этом возрасте будет наблюдать, как они помещаются одна в другую (можно заменить матрёшки разноцветными стаканчиками). После наблюдения малыш начнет подражать и будет пытаться сам складывать игрушки.
Некоторые игры требуют запастись терпением. Иногда нужно очень много раз повторить слово, чтобы наконец малыш его сказал. Если он начинает хныкать, то лучше отложить занятие, пока он не будет в хорошем настроении.
У малыша должно быть личное пространство и время, когда он сам играет: звенит погремушкой, хлопает в ладоши, кидает мячик. Но ничего не заменит общение с родителями. Поэтому надо организовать интересные игры, в которых обязательно участие взрослых.
«Что пропало»
Перед ребенком надо положить несколько игрушек (предметов), желательно 3-4. Он должен посмотреть на них, затем отвернуться, в это время нужно спрятать одну. А дальше пусть он угадает, что исчезло. Дети в возрасте 6 лет должны легко запоминать до 10 предметов. Такая игра способствует развитию внимания и памяти.
«Топ-хлоп»
Она нравится всем без исключения. Начиная с полутора лет, эта увлекательная игра на развитие внимания и памяти, точно придется по душе любому ребенку.
Правила игры. Взрослый называет верные и неверные фразы, а малыш должен хлопнуть в ладоши, если это верно, и топнуть ножкой, если неверно. Пример: «Птицы не умеют летать», «Корова ест мясо», «У машины нет колес».
Чем старше ребенок, тем сложнее должны быть понятия.
Есть много развлекательных игрушек, которые способствуют развитию моторики, — шнуровки, головоломки, счеты, лабиринты. Можно использовать пазлы на 4 элемента, постепенно увеличивая их количество. К двенадцати годам количество элементов может доходить до 500 штук.
Многие игры направлены исключительно на развитие речи. Но есть такие, которые предназначены для логики и внимания, знакомства с окружающим миром. Для детей 2 и 3 лет в любой деятельности очень важна поддержка со стороны мамы и папы, ведь у них не всегда все получается на 100%.
Пример игры для развития логики. Родитель начинает фразу: «Я люблю кушать хлеб, яблоко…», тут ребенок должен продолжить фразу. Потом задача меняется: «Черным бывает автомобиль, колесо…». Усложнить задания можно с помощью следующих вопросов: «Что бывает твердым?», «Что бывает красным?», «Что бывает круглым?».
Дети очень любят загадки. Они могут их придумать сами, даже если получится бессмыслица, нужно похвалить за старания. Игра заключается в загадывании друг другу загадок по очереди.
Надо стараться не перегружать ребенка излишней информацией. Сейчас многие родители загружают детей разными занятиями, начиная с пелёнок. Для такого возраста 2 секций будет достаточно. Бассейн, танцы, самбо, кружок «Умелые ручки» и учение двух иностранных языков — это очень много. То же самое наблюдается в играх. Чрезмерное давление на ребенка может дать обратный эффект, в результате он вообще откажется учиться.
Примеры игр:
- Для детей нужны задания, развивающие мышление. Взрослый называет предмет, а за ним следующий, который по размеру будет меньше предыдущего. Например, кран, машина, велосипед. Или: медведь, заяц, комар. Затем ребенок должен сам составить цепочки или продолжить за взрослым.
- Еще одна развивающая игра «Что внутри». Взрослый называет предмет, а ребенок перечисляет, что может быть внутри него. Например, холодильник — колбаса, ящик — инструменты, ванна — вода. Затем игроки меняются ролями.
Если ранее дети играли с фантиками от конфет, ложками и кастрюлями, то сейчас все чаще сказывается западная мода и влияние Интернета. На смену пазлам пришли онлайн-головоломки, вместо игр в машинки уже есть трасы онлайн, где юные умельцы (даже от 2 лет) уже ездят на Феррари с помощью клавиатуры и мышки. Ограничивать время игры за компьютером нужно обязательно. Иначе все игры в реальности уйдут в прошлое, что недопустимо для нормального развития детей. Ведь компьютер не научит общаться. Ничто не заменит песочницы, качели и горки.
Познавательная игра. Надо взять 4 стакана с теплой водой, соль, сахар, рис и подсолнечное масло. В результате проведения опыта малыш узнает о свойствах тех веществ, которые окружают его повсюду. Во все стаканы с водой по очереди добавить по одному элементу и понаблюдать за реакцией вещества. Соль и сахар — растворятся, масло будет плавать на поверхности воды, а рис — опустится на дно. Вывод: с водой эти вещества взаимодействуют по-разному.
Начиная с 5 лет, ребенка нужно активно готовить к школе. Как известно, программа обучения сейчас довольно сложная. Поэтому для успешного ее освоения помогут занятия рисованием, раскрашивание, лепка из пластилина, обводка предметов по контурам и соединение точек. Дети шестилетнего возраста любят искать отличия на картинках, дорисовывать недостающие части рисунков. В этом возрасте они очень активно играют в сюжетно-ролевые игры. Девочкам хочется о ком-то заботиться, пеленать куклы, играть в дочки-матери. Мальчики играют в супергероев, охотников, коллекционируют машинки и разную технику. Нельзя мешать развитию фантазии ребенка, даже когда он неправ в некоторых утверждениях.
Игра называется «Сделать из мухи слона». Когда в семье от двух детей, то можно задействовать их в различных групповых играх. Младший называет слово, а старший должен сделать его уменьшительную форму. Например, листок — листочек, лисица — лисенок. Или же можно называть множественное число предмета, или по очереди слова на определенную букву.
Мнение врача:
Развивающие игры для детей раннего возраста являются важным инструментом для стимуляции их физического, психического и эмоционального развития. По мнению врачей, такие игры способствуют формированию мелкой моторики, координации движений, развитию речи и социальных навыков у малышей. Взаимодействие с различными игрушками и предметами помогает детям познавать окружающий мир, развивать воображение и творческое мышление. Поэтому родителям стоит поощрять активное участие детей в таких играх, создавая для них безопасное и стимулирующее окружение для игровой деятельности.
Опыт других людей
Родители в восторге от развивающих игр для детей раннего возраста. Они отмечают, что такие игры помогают развивать моторику, логику, воображение и социальные навыки у малышей. Многие отмечают, что благодаря этим играм дети лучше учатся сосредотачиваться и решать задачи. Родители также отмечают, что развивающие игры делают обучение более увлекательным и помогают детям легче усваивать новые знания.
Частые вопросы
Какие развивающие игры подходят для детей раннего возраста?
Для детей раннего возраста подходят игры, которые способствуют развитию мелкой моторики, координации движений, развитию речи и мышления. Это могут быть игры-прятки, конструкторы, разноцветные кубики, различные пазлы и игры с элементами музыки.
Какие преимущества развивающих игр для детей раннего возраста?
Развивающие игры способствуют не только физическому, но и умственному развитию ребенка. Они помогают развить логику, воображение, творческие способности, а также способствуют формированию социальных навыков и умений.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Выбирайте игры, которые способствуют развитию мелкой моторики у детей, такие как лепка, игры с пазлами, конструирование из кубиков.
СОВЕТ №2
Играйтесь в игры, которые развивают логическое мышление у детей, например, игры-головоломки, игры на развитие внимания и памяти.
СОВЕТ №3
Используйте игры, которые способствуют развитию речи у детей, такие как игры-ассоциации, игры на развитие словарного запаса, игры-диалоги.