Данная статья рассказывает об одном таком лабораторном феномене: что означает, если в общем анализе крови избирательно повышены моноциты и эозинофилы при нормальных показателях красной крови и СОЭ. И как быть в том случае, если в анализе возникают избирательные изменения, которые сразу ни о чем прямом не говорят?
Прежде, чем разбирать, почему повышены моноциты и эозинофилы у взрослого, условимся, что у пациента не было никаких нарушений во время подготовки к сдаче анализа крови. Он сдавал общий анализ утром натощак и продолжительность ночного периода голодания, как обычно, была не меньше 8 и не больше 14 часов. При желании воду можно было пить, и ничего, кроме воды, пациент не пил. Накануне не было повышенной психоэмоциональной нагрузки, пациент не курил, и не употреблял алкогольные напитки. Однако, и моноциты, и почему-то именно эозинофилы оказались повышены. Может быть, виновата лаборатория? Увы, нет.
Современные лаборатории разделяют, или дифференцируют общую массу лейкоцитов на субпопуляции уже не так, как раньше. Раньше обязательно нужно было окрашивать мазок, и в любом случае считать под микроскопом, выбирая из 100 любых лейкоцитов те клетки, которые приходились на моноциты и эозинофилы. Сейчас это всё делает автомат. Применяется метод проточной клеточной цитометрии, в которой используется свет полупроводникового лазера. В настоящее время также продолжают считать количество клеток под микроскопом «по старинке», но эта ручная перепроверка необходима в особенных случаях, когда действительно есть показания. Так пересчитываются «подозрительные» анализы, и если у лаборантов есть необходимость – то они пересчитают все вручную.
Зачем нужны эозинофилы и моноциты?
Расскажем немного об эозинофилах и моноцитах. Они, конечно, выполняют разные функции, и когда их количество повышено, то необходимо узнать, какая субпопуляция повышена больше всего. И самое главное — связано ли это повышение между собой, или у пациента протекают два независимых патологических процесса. Врач, когда он интерпретирует анализ, обязательно понимает, что любые изменения лейкоцитарной формулы не говорят однозначно за какую-то болезнь, то есть они не имеют специфичности.
Их могут вызывать самые разные заболевания, и при этом кровь может реагировать разными популяциями клеток одинаково. С другой стороны, и при одной и той же болезни у разных больных кровь может реагировать различным образом.
Не следует забывать, что оценка субпопуляции лейкоцитов имеет определенные характеристики. Нужно обязательно учитывать возраст пациента. Очень важно помнить, что любое отклонение может быть абсолютным, или относительным. При абсолютном отклонении повышается количество моноцитов и эозинофилов, поскольку их просто действительно больше вырабатывается. Если же это отклонение относительное, то в реальности их существует ровно столько же, но в данном образце крови их больше, поскольку в другом месте их меньше. Поэтому для того, чтобы получить полное представление о реальном количестве субпопуляции лейкоцитов, то необходимо знать не только их количество в литре, но и в процентном содержании.
Моноциты
Моноциты в типичном мазке крови всегда выглядят как крупные клетки, ядро у них напоминает фасоль или боб, без всяких перетяжек и без сегментов. В крови моноциты живут недолго, не более суток, а затем пул выпущенных моноцитов устремляется в ткани. Попадает он в ткани через эндотелий, или внутреннюю стенку капиллярных сосудов путем активного перемещения. В ткани моноцит превращается в особые клетки — макрофаги, и навсегда теряются из системного кровотока. Живут они в тканях очень долго, вплоть до нескольких лет, что в несколько раз превосходит продолжительность жизни любых клеток крови в сосудах.
Тканевые макрофаги — это активные защитники, и в тканях они выполняют то же самое, что нейтрофилы в плазме крови. Они распознают, захватывают и уничтожают все чужеродные микроорганизмы, в том числе и грибы, тканевые макрофаги отличаются высокой степенью фагоцитоза. Они активно появляются в очагах тканевого воспаления, где также уничтожают все микробы, поврежденные клетки, а также своих погибших собратьев — лейкоцитов. Макрофаги — это самые активная клетки, способные к фагоцитозу в нашем организме, и их задача в очаге воспаления — это полная очистка, элиминация возбудителя, уничтожение тканевого детрита и гноя и подготовка очага к восстановлению, или к регенерации тканей. Однако моноциты могут не только быть полезными, но иногда они поддерживают и патологическое, аутоиммунное воспаление, например, при ревматоидном артрите.
Поэтому количество моноцитов в крови — это верхушка айсберга, огромная часть их находится в тканях, и поэтому судить по моноцитам, которые находятся в кровеносном русле о состоянии макрофагов — конечно, невозможно.
Подробнее о моноцитах в нашей статье Моноциты в крови: функции, норма, причины отклонений.
Эозинофилы
Эозинофилы — это клетки, которых в крови очень мало, меньше них, пожалуй, только лишь базофилов. Да, эозинофилы тоже способны фагоцитировать, но всё-таки их роль другая. Они особенно хорошо распознают паразитарные антигены, и ввязываются в различные аллергические клеточные реакции.
Ни один нейтрофил не может сравниться с эозинофилами по способности распознавать и связывать антигены именно многоклеточных паразитов. К ним, в первую очередь, относятся различные плоские, круглые и ленточные черви. Это острицы и аскариды, кошачий сосальщик – возбудитель описторхоза и печёночный сосальщик, возбудители дифиллоботриоза и тениоза, то есть широкий лентец, и свиной цепень. Эти клетки также в крови находятся очень непродолжительный промежуток времени, буквально несколько часов, а затем транспортируются в ткани, чтобы так же, как и моноциты, наводить там порядок.
Более полную информацию читайте в статьях — Эозинофилы: возрастная норма и причины отклонений и Эозинофилия у взрослых.
Нормы клеток в крови
Как уже говорилось выше, нужно знать не только абсолютное, но и относительное значение. В норме моноциты у юношей, девушек и взрослых составляют от 3 до 11% от всех популяций лейкоцитов. Некоторые лаборатории дают от 3 до 12%. Это значит, что в фиксированном мазке крови из всех 100 лейкоцитов, которые попадутся взгляду врача-лаборанта, моноциты составят не более 12%. Если же определять абсолютное значение, то это составит 0,05 – 0,82 *109/л.
При этом никаких значительных изменений от периода новорожденности до глубокой старости не существует. Так, у малышей меньше 1 года пределы референсных значений — от 4 до 10%. Согласитесь, это очень близко к взрослым значениям. Когда же можно говорить о моноцитозе, или о повышении этих клеток в плазме? Это когда в одном микролитре их находится больше 1000 штук, а при исследовании мазка их количество превышает 15%.
С эозинофилами примерно такая же ситуация. У детей старше 6 лет и у взрослых в крови их находится 0,02 — 0,5 *109/л, в абсолютных значениях. Если же говорить об относительном содержании, то у взрослых, а также у детей старше 5 лет количество эозинофилов не должно превышать 5 представителей из каждых 100 лейкоцитов в мазке, который посчитал врач-лаборант, или 5%.
Как и в случае с моноцитами, значительное повышение популяции эозинофилов, или эозинофилия — это повышение их абсолютного количества более 700 в микролитре. Имеется клинический феномен эозинофильного инфильтрата, когда эозинофилов слишком много, и они повышены долгое время. Такой инфильтрат и поражение внутренних органов развивается, когда абсолютное количество эозинофилов не менее 1500 в микролитре. Такое токсическое воздействие на ткани связано с тем, что устремившиеся в очаг эозинофилы развивают высокую химическую активность, и ткани поражаются токсическими продуктами распада кислорода, и продуктами деградации гранулярных эозинофильных белков.
Отклонения от референсных значений
Назовём те состояния, при которых значимо увеличивается популяция моноцитов в плазме крови. Это все острые и хронические воспалительные заболевания. Это фурункулез, стрептодермия, артриты, гнойное воспаление подкожной клетчатки и флегмоны.
Поскольку моноциты являются тканевыми защитниками, то они окружают различные специфические гранулемы, которые носят инфекционно-воспалительный характер. Наиболее известное специфическое гранулематозное воспаление — это туберкулезная инфекция и сифилис. Поэтому моноциты могут длительно быть повышены в крови при этих заболеваниях, а также при подостром течении бактериального эндокардита.
Повышены они могут быть при различных формах саркоидоза, который тоже протекает как разновидность гранулематозного воспалительного процесса Интересно, что саркоидоз — незаразное заболевание, и гранулёма носят хоть и воспалительный, но неинфекционный характер, но тканевые макрофаги при этом активно участвуют в ее образовании.
Это аутоиммунная патология, которая тоже носят воспалительный характер, это состояние реконвалесценции после острой инфекционной патологии, например, после брюшного тифа или дизентерии. Это различные злокачественные новообразования и растущие ткани опухоли. Из злокачественных новообразований наиболее характерен рост моноцитов для рака желудка, молочных желез, и яичников, а также лимфоузлов.
Причиной высоких моноцитов могут быть онкогематологические заболевания, когда поражается кроветворный росток в красном костном мозге, производящий гранулоциты. Наконец, это острое отравление фосфорорганическими веществами и тетрахлорэтаном.
Эозинофилы, кроме различных аллергических болезней, и паразитов, также ещё повышаются на введение многих лекарственных препаратов. Они реагируют повышением на аллопуринол, бета-адреноблокаторы, гепарин и многие антибиотики.
Бывает резкое повышение количества эозинофилов на различные кожные болезни. Их рост повышается при экземах, атопическом дерматите, системной патологии, например, аутоиммунных болезнях. Также их рост повышается при злокачественных новообразованиях в тканях и при поражении красного костного мозга. Редкими причинами можно назвать летучие эозинофильные инфильтраты, или болезнь Леффлера. Повышается количество эозинофилов в начальном периоде различных острых инфекций: это скарлатина, гонорея, туберкулез и инфекционный мононуклеоз.
Какие же есть общие причины, чтобы одновременно повышались и моноциты и эозинофилы? Это:
- аутоиммунная патология, или системные заболевания соединительной ткани;
- злокачественное новообразование лимфатических узлов;
- саркоидоз;
- онкогематологический процесс и миелобластный лейкоз тоже приводит к совместному повышению этих популяций.
Поэтому в том случае, если в крови у пациента неоднократно стабильно повышены моноциты и эозинофилы, то необходимо с повышенной настороженностью отнестись к риску туберкулёза и саркоидоза, обследоваться у онколога, а также сдать все необходимые анализы на аутоиммунную патологию, и проконсультироваться у ревматолога.
Эти шаги будут правильными, и в зависимости от клинических симптомов, эпиданамнеза, и данных инструментальных и лабораторных исследований специалист, безусловно, может поставить правильный диагноз.