Как только в организме человека возникает довольно крупная раковая опухоль, или хотя бы клетки злокачественного новообразования в небольшом количестве, они тут же начинают отличаться от обычных, высокодифференцированных клеток. У них совсем другая скорость деления, гораздо более высокая, за счет их неполноценности и функциональной незрелости, и другой, более примитивный обмен веществ. Но этот обмен оставляет следы, которые называют онкомаркерами – СА 242, 50, 19-9…. Почему это так? Потому, что любая раковая опухоль требует гораздо больше питательных веществ, крови и кислорода, чем обычная, созревшая ткань, и выделяет больше «следов». Почему? За счет их безудержного роста и высокого уровня метаболических процессов.
В связи с особенностями метаболизма эти патологические клетки способны выделять особые соединения, которые могут позволить определить ту или иную опухоль по особым маркерам в жидкой среде организма. Чаще всего такие опухолевые маркеры, или биохимические маркеры злокачественного роста, можно определить и у здорового человека, но только в ультрамалых количествах. Но даже при наличии злокачественных новообразований их концентрация настолько низка, что обычными, биохимическими методами, «в пробирке» их определить нельзя.
Современные лаборатории их определяют иммунологическим способом, когда используются специальные антитела, способные блокировать особые участки онкомаркеров, которые обладают иммуногенностью. Читателям без медицинского образования сразу нужно пояснить, что любой онкомаркёр, любой анализ на опухолевый маркер, взятый изолированно, ̶ не может ни при каких условиях ни подтвердить, ни опровергнуть диагноз опухоли. Он только может направить врача к дальнейшему диагностическому поиску, определить вероятную стадию процесса, показать, насколько эффективным было лечение, или намекнуть о возможности существования рецидива.
Несколько слов о СА 242
Примером такого хорошо известного онкологам маркера можно считать так называемый углеводный антиген, или онкомаркер СА 242? Его «вывели», точнее, сделали видимым, используя особые моноклональные антитела, которые образовывались у лабораторных мышей, если их в организм вводили раковые клетки человека. Это были клетки аденокарциномы, рака толстого кишечника человека, или колоректального слизистого рака. Эти антитела были выделены, очищены, а затем воспроизведены в промышленных целях: из них сделали меченые иммунологические метки. Они стали использоваться в обнаружении этого углеводного антигена, который в высоких дозах ассоциируется со злокачественными опухолями желудочно-кишечного тракта. Но он встречается и в норме.
За что отвечает онкомаркер 242 ?
Так, на клетках слизистой оболочки толстой кишки, а также на поверхности протоков поджелудочной железы он находится, но в исчезающих количествах. Эпителий желудочно-кишечного тракта выделяет его в норме в очень малой концентрации. А вот в том случае, если его количество в крови увеличивается, то это уже серьёзный признак возможного существования раковой опухоли поджелудочной железы, прямой кишки или других отделов толстого кишечника.
Важно, что выделены и очищены специфические антитела к этому онкомаркеру для его обнаружения, но его собственное точное химическое строение пока неизвестно. Есть больше данных об отдельном участке, его молекулы, то есть той самой антигенной, иммуногенной детерминанты, которая блокируется антителами. Эта детерминанта имеет сродство к другим онкомаркерам, СА 50 и СА 19-9. Это «коллеги» СА 242: онкомаркеры рака поджелудочной железы. В сыворотке крови он часто появляется вместе с этими онкомаркерами, и вырабатывается вместе с ними.
Однако ученым удалось выяснить, что молекула онкомаркера СА 242 — это белок, связанный с углеводным остатком, или гликопротеин высокой молекулярной массы. При злокачественных новообразованиях кишечника, прямой кишки и поджелудочной железы он начинает продуцироваться клетками опухолей в избыточном количестве, и поступает в кровоток.
Какова при расшифровке норма онкомаркера СА 242?
У здоровых людей его уровень довольно низкий. Концентрация онкомаркера выражается в единицах на миллилитр (Ед/мл), и здоровые добровольцы без онкологических заболеваний в 93% случаев имели его концентрацию ниже уровня 20 единиц на миллилитр.
Что показывает онкомаркер СА 242?
Довольно хорошей и диагностически важной особенностью этого вещества является тот факт, что этот онкомаркёр способен к довольно невысокой экспрессии при доброкачественных заболеваниях. Тогда сохраняется норма онкомаркера CA 242 в крови.
Мы знаем, что многие онкомаркёры начинают реагировать на те, или иные заболевания, не связанные с опухолевым ростом, и совершенно «смазывают» картину отсутствием специфичности. Например, онкомаркер может реагировать на аутоиммунную, ревматическую патологию, на воспалительные процессы и так далее. Что же касается этого гликопротеина, онкомаркера СА 242, то он довольно «неповоротлив», и возникает в повышенной концентрации только лишь при злокачественных процессах, и это очень ценное его качество.
Поэтому если у пациента, скажем, на УЗИ виден полип кишечника, из которого развилась опухоль, и пока, до гистологического исследования, и взятия биопсии неясно, доброкачественная она или злокачественная, то это можно с большой долей вероятности выяснить пока и без проведения биопсии, просто взяв анализ.
Если онкомаркер будет находиться в пределах нормы здорового человека, то, скорее всего, речь идет о доброкачественном опухолевом процессе. Также важно, что его определение в крови вновь в высоких концентрациях (при уже имеющемся диагнозе колоректального или панкреатического рака), после лечения может спрогнозировать возможный рецидив, и, причём даже за полгода (!) до обнаружения собственно опухоли инструментальными средствами. Это тоже очень важно, поскольку помогает не доводить рецидив колоректального рака до операции, а бороться с ними другими способами, например, средствами лучевой терапии.
Что еще означает анализ крови на СА 242 ?
А вот что: несмотря на такие полезные особенности анализа этого маркера, и онкологи, и гастроэнтерологи, и специалисты по иммунологии и лабораторной диагностике считают, что он не может заменить собой биопсию, УЗИ, и вообще, он не заменяет собой никакое другое исследование, в том числе инструментальное. Этот анализ применяется дополнительно ко всем методам исследования в комплексе.
Еще более повышает диагностическую ценность результатов совместное определение некоторых опухолевых маркеров. Так, если речь идет о колоректальном раке, то вместе с онкомаркером СА 242 необходимо брать анализ на СА19-9, а также на раково-эмбриональный антиген (РЭА). Все три значения способствуют взаимному повышению специфичности и чувствительности, этот анализ может определить стадию рака в процессе диагностики, помогая биопсии в сомнительных случаях, и помочь поставить правильный диагноз.
Что важно в расшифровке онкомаркера СА 242?
При совместном определении повышается вероятность отрицательного диагноза. Так, если у пациента есть далеко зашедшая, 4 стадия колоректального рака с отдаленными метастазами, то тогда у него не будет нормальной концентрации всех этих трёх маркеров одновременно.
85% вероятности можно спокойно дать за тот факт, что у пациента с тремя нормальными концентрациями этих онкомаркеров нет никаких отдаленных метастазов, и в особенности ̶ метастатического поражения лимфоузлов. Но опять-таки, это не 100%, а всего 85%, и этого недостаточно. Поэтому определение онкомаркера СА 242, особенно изолированное, не рекомендуется применять, в том числе и для скрининговых исследований, вследствие большой вероятности возникновения диагностической ошибки.
Для чего используется исследование?
Резюмируя, можно сказать, что показаниями к назначению анализа на этот маркер можно считать:
- уже выставленный диагноз рака поджелудочной железы, колоректального рака, чтобы контролировать эффективность лучевой, химиотерапии, оперативного лечения;
- выявление раннего рецидива;
- дифференциальная диагностика между доброкачественными и злокачественными новообразованиями, а также другими болезнями, например, желчнокаменной процессом и обтурацией панкреатического протока опухолью;
- относительными показаниями к назначению можно считать наличие ярко выраженных симптомов злокачественного поражения поджелудочной железы. К ним относятся диспептические явления, боли в животе, желтуха, прогрессирующее снижение массы тела и обнаружение на УЗИ и МРТ объемного образования поджелудочной железы.
Референсные показатели
Каковы же результаты, или референсные значения этого онкомаркера? Что означает онкомаркер СА 242 при патологии? В случае нормы мы уже говорили о том, что его концентрация не будет превышать 20 Ме на миллилитр. Тот факт, что значение этого онкомаркера может не определяться вовсе, то есть быть равным нулю, тоже является нормой. Также этот показатель является благоприятно низким при диагностированном раке, и правильно проведенном лечении. Он однозначно свидетельствует о том, что количество опухолевой массы существенно уменьшилось, или она исчезла совсем.
Однако на фоне нормальной или даже нулевой концентрации может быть и наличие доброкачественных заболеваний желудочно-кишечного тракта, хронического панкреатита, гепатита и цирроза печени, желчнокаменной болезни и другой патологии.
Повышается его уровень при трёх основных заболеваниях: это злокачественное новообразование прямой кишки, толстого кишечника и поджелудочной железы. Притом известно: чем уровень этого онкомаркера выше, тем более поздняя стадия рака существует у пациента. Среди этих трёх онкологических патологий, при высокой специфичности, до 90% мы имеем значительно более низкую чувствительность:
- рак толстой кишки и прямой кишки, от 55 до 85% случаев;
- при наличии рака поджелудочной железы максимальная чувствительность повышения этого маркера по всем стадиям не превосходят 79%;
Этот онкомаркёр может указать даже на возникновение рака желудка, но его диагностическая ценность в данном случае будет существенно ниже, поскольку анализ может «соврать» даже более чем в половине случаев, только 44% пациентов с раком желудка могут дать достоверный результат.
Надеемся, что после прочтения этого материала даже люди без медицинского образования поняли, что это ̶ онкомаркер СА 242. это обычный, рядовой показатель возможности наличия определенных злокачественных новообразований, и эффективности их лечения.
Но всё-таки нужно понимать, что даже если вы сделали анализ, и расшифровка онкомаркера 242 привела к некоторому повышению, сверх 20 единиц, то абсолютно никакой паники быть не должно. Необходимо просто полноценно обследоваться, и в первую очередь — пересдать анализ снова. Стоит помнить, что если вы позавтракали, и не прошло 4 часов, если вы курили перед анализом, то норма показателя сдвинется, и расшифровка анализа крови на СА 242 будет неудачной, возможен ложноположительный анализ.
Поэтому нужно приходить в лабораторию утром полностью натощак, можно пить утром только свежую воду без газа, а если вы курите, то лучше последнюю сигарету выкурить вечером, накануне исследования, но никак не утром.