Эозинофилы — это одна из разновидностей лейкоцитов, которые способны, так же, как и главные наши защитники от микробов – нейтрофилы — поглощать вредоносные бактерии, и переваривать их. Однако их главная задача заключается не в поиске чужеродных и вредных микроорганизмов, а в контроле аллергических реакций и борьбе с многоклеточными паразитами, например, с гельминтами. Поэтому эозинофилия у взрослых – это почти всегда или аллергия или, извините, «глисты».
В периферической крови эозинофилы живут мало — около часа, а затем поступают (мигрируют) в ткани организма. Именно поэтому в крови их находится не так много. В норме в периферической крови у взрослого человека эозинофилов не более 5%. Это означает, что в фиксированном мазке крови из произвольно выбранных 100 лейкоцитов количество эозинофилов не должно превышать одну двадцатую часть. Иными словами, в одном микролитре крови число эозинофилов составляет не более 300 клеток. У детей количество эозинофилов примерно такое же, но в любом случае не должно превышать 6%.
Что такое эозинофилия?
Если у взрослого эозинофилы 7% — что это значит? Это лабораторный синдром эозинофилии: длительное состояние, при котором концентрация эозинофилов в периферической крови превышает 5% , называется эозинофилией. Чем обусловлена эозинофилия, и при каких обстоятельствах концентрация этих клеток растет?
В первую очередь — это достоверный признак повышенного аллергического фона организма. Основные причины возникновения эозинофилии — это сенная лихорадка или поллиноз, экзема, бронхиальная астма, а также различные виды пищевой аллергии. Стойкое повышение концентрации эозинофилов наблюдается при наличии глистов и паразитов, при возникновении иммунодефицитов, опухолевых заболеваний, а также при наличии острых инфекций.
Особенностью эозинофилов является тот факт, что при инфекционной патологии максимальные концентрации возникают в виде двух пиков: первый пик — в период наибольшего ухудшения самочувствия, то есть при развернутой клинической картине, а второй пик – в фазе выздоровления. Характерными инфекциями, при которых возникает эозинофилия, считается инфекционный мононуклеоз, скарлатина, гонорея. Довольно часто возникает эозинофилия при туберкулезе, аутоиммунных воспалительных заболеваниях, которые лечат ревматологи, а также при различной патологии кожи. В первую очередь идет речь об экземе, пузырчатке, псориатических высыпаниях. Эозинофилы «тут как тут» всегда, когда есть аллергический компонент.
О причинах эозинофилии у взрослых
При вышеуказанной патологии красный костный мозг начинает избыточный синтез этих клеток, поскольку в нем закладывается большое количество изначальных эозинофильных промиелоцитов, которые затем и созревают во взрослые эозинофилы. Такой сигнал красному костному мозгу даёт поступление в кровь продуктов распада белков, которые обладают аллергическими и иммуногенными свойствами. Этот запуск обуславливают уже существующие взрослые эозинофилы, которые из своих гранул высвобождают биологически активные вещества — простагландины Е1 и Е2. Таким образом, синтез простагландинов можно расценивать, как призыв красного костного мозга о помощи на выработку дополнительных защитных сил.
Наиболее часто встречается вторичная реактивная эозинофилия, которая вызвана вовсе не аномальным повышением функции костного мозга, а закономерным ответом на наличие паразитарных белков. Эозинофилия развивается, когда паразиты и их личинки находятся в тканях, а вовсе не в крови. Так, при малярии, эозинофилии может не быть вообще, хотя малярийный плазмодий является облигатным кровяным паразитом.
Это объясняется тем, что плазмодий при всей своей вредоносности и способности вызывать желтуху и малярийные кризы — все-таки одноклеточное существо, а эозинофилы реагируют на продукты распада и токсические вещества, выделяемые многоклеточными паразитами. Пожалуй, наиболее сильная реактивная эозинофилия возникает при трихинеллезе, когда в мышцах у человека находится огромное количество инкапсулированных личинок трихинелл, которые вызывают так называемую «одутловатку».
Это неприятное заболевание незаразно для окружающих, поскольку человек является «тупиком» в развитии трихинелл. Для продолжения рода паразитов мясо с личинками должно быть съедено хищниками, так распространяется трихинеллез в природе. Конечно, при каннибализме возможна и передача трихинелл от человека к человеку, но это маловероятный путь передачи. При трихинеллезе эозинофилы просто «зашкаливают». Эозинофилы 10% , 20% — обычные цифры. Поэтому, когда эозинофилы 7-8%, то это вряд ли трихинеллез.
На юге встречается так называемая тропическая эозинофилия. Причиной будут также гельминты, которые практически не встречаются в средней полосе России. Это стронгилоидоз и фасциолёз. Отдельно следует выделить группу незаразных аллергических состояний, при которых также развивается феномен эозинофилии. О них говорилось в начале статьи. Отдельно следует добавить такие поражения, как отёк Квинке, а также синдром Леффлера.
Что такое синдром Леффлера?
При этой форме эозинофилии речь идёт о легочной болезни. Однако клинических проявлений со стороны дыхания вообще может не быть, или они могут ограничиться сухим кашлем. Главным диагностическим критерием является инфильтративная картина, когда при рентгенографии лёгких обнаруживаются очаговые инфильтраты, которые являются непостоянными, мигрирующими, и быстро исчезают. Они сопровождаются эозинофилией, которая может достигать высоких значений. Причинами синдрома Леффлера также часто являются глистные инвазии, и наиболее часто в нашей стране встречается аскаридоз. При этом причину появления летучих инфильтратов в лёгких удается установить только лишь у двух третей пациентов.
При синдроме Леффлера эозинофилия может достигать потрясающих значений: от 7 и даже до 70%. Обычно заболевание протекает на фоне умеренного лейкоцитоза, и классическими жалобами являются недомогание, потливость, субфебрилитет, слабость и покашливание. Чаще всего инфильтраты образуются в верхней доле правого легкого, иногда в сочетании с сухим плевритом.
В некоторых случаях температура может достигать фебрильных значений, и симулировать пневмонию или бронхит. Но в большинстве случаев течение синдром Леффлера доброкачественное, со спонтанным выздоровлением безо всякого лечения. Но при этом синдроме могут возникать инфильтраты не только в легких, но и в других органах. В результате могут появиться симптомы поражения других систем, например признаки менингоэнцефалита, гастрита или панкреатита.
Диагноз выставляется достаточно просто, на основании характерной рентгенологической картины, летучей и быстрый динамики и наличия высокой эозинофилии. Но вот причину болезни Леффлера установить не так-то просто. Требуется развернутое иммунологическое и аллергологическое обследование, а также тщательная проверка пациентов на всевозможные виды гельминтов.
В некоторых случаях возникает инфильтрация легких вследствие профессиональной интоксикации, и особенно при хроническом отравлении никелем. При этом обычно поражение легких сопровождается контактным дерматитом.
Обычно на легких наблюдается такая рентгенологическая картина: инфильтрат небольшой, не превышает 3-4 см в поперечнике, расположен изолированно, с неправильными контурами тени и нечеткими краями.
Наблюдается усиление окружающего легочного рисунка, что можно объяснить отеком и гиперемией. Очень характерно исчезновение этого образования, в среднем, через два-три дня.
Эозинофилия при аллергии
Если после обследований у инфекциониста и паразитолога не выявлено никаких подозрений на гельминтозы то тогда возможно, этот феномен связан с избыточной аллергизацией. Причина лежит в провоцирующем влиянии гистамина, гистаминоподобных веществ, а также веществ, которые стимулируют выработку этих клеток крови в красном костном мозге. Это вещество называется эозинопоэтином, и выделяют его лимфоциты, если их стимулируют аллергические антигены. В случае повышенного аллергического фона эозинофилы как раз и приобретают повышенную способность к фагоцитозу, или механическому уничтожению чужеродных агентов, и при этом фагоцитирующая активность эозинофилов приближается к нейтрофилам.
Лекарственная и криптогенная эозинофилия
Врач обязательно должен уточнить, не принимает ли пациент с высокими эозинофилами какие-либо лекарственные препараты. Чаще всего всплеск концентрации этой субпопуляции лейкоцитов возникает при назначении сульфаниламидов, антибиотиков, различных препаратов ацетилсалициловой кислоты. Однако встречаются такие ситуации, когда при тщательно поиске не удается найти причину, и при этом человек является практически здоровым. В таком случае довольно высока вероятность, что эозинофилия имеет семейный характер. Многолетние исследования показали, что такая семейная эозинофилия встречается преимущественно у пациентов, у которых повышенный парасимпатический тонус, и имеется соответствующий диагноз вегетососудистой дистонии.
Признаками парасимпатикотонии являются: низкое артериальное давление, склонность к редкому пульсу, довольно частое подташнивание, спазмы кишечника. У пациентов с парасимпатическим гипертонусом низкий уровень сахара крови, и происходит усиление секреторной и моторной деятельности желудочно-кишечного тракта. Довольно часто у них выявлена склонность к поносам, сильной перистальтике, часто у таких пациентов узкие зрачки.
Большая эозинофилия
Существует понятие «большой эозинофилии». Что это такое? О большой эозинофилии говорят в том случае, если концентрация этих клеток в периферической крови превышает 15%, и продолжается этот феномен дольше, чем полгода. Если, несмотря на все поиски, причина не установлена, то тогда может быть выставлен диагноз гиперэозинофильного идиопатического синдрома. Он проявляется достаточно тяжелыми расстройствами функции органов, поскольку такое большое количество эозинофилов приводит к интоксикации.
При наличии большой эозинофилии следует применить все силы для поиска клона, который, возможно, располагается в красном костном мозге и является источником чрезмерного синтеза эозинофилов. Чаще всего это хронический эозинофильный лейкоз. Большая эозинофилия очень редко бывает на фоне нормального общего числа лейкоцитов. Гораздо чаще она является составной частью общего лейкоцитоза, когда пропорционально увеличиваются все субпопуляции лейкоцитов.
Если вести речь о злокачественных новообразованиях, то при хроническом миелолейкозе может возникать не только повышенная концентрация эозинофилов, но ещё и базофилов. Напомним, что в норме базофилы — это самая незначительная популяция лейкоцитов, их концентрация в периферической крови не превышает 1%. Возникает так называемая эозинофильно-базофильная ассоциация. Онкогематолог обязательно должен учитывать, что большая эозинофилия может развиться при полицитемии (болезни Вакеза). О ней существуют отдельная статья .
Также этот феномен могут вызывать лимфомы, острые лейкозы, и такие редкие заболевания, как болезнь тяжелых цепей, и миелофиброз.
Собственно эозинофильный лейкоз в чистом виде, когда повышены только эозинофилы, может привести к тому, что костный мозг полностью будет замещен эозинофилами, которые будут находиться на разной степени созревания, и такие же инфильтраты из них будут возникать в селезенке, в миокарде, печени и лимфатических узлах. Как сопутствующий синдром в онкологии, высокие эозинофилы могут быть не только при злокачественных новообразованиях красного костного мозга. Это такие диагнозы, как рак желудка, щитовидной железы, и почек. Это может быть и рак простаты. Здесь просто перечисляются все те разновидности новообразований, которые могут дать метастазы в костный мозг.
Что делать при наличии эозинофилии?
В первую очередь, нужно поискать эозинофилию не только в периферической крови, но также в местных секретах и выпотах. Прежде всего, это мокрота. Если у пациента эозинофилия в мокроте, то это чаще всего говорит или о атопической астме, или о наличии мигрирующих личинок глистов в легочной ткани, например при аскаридозе.
Если эозинофилы обнаруживаются в выделениях из носа, то это может быть аллергический ринит, а если они обнаруживаются в плевральном выпоте при пункции плевральной полости, то это может говорить о злокачественном новообразовании плевры, или метастатическом поражении при раке лёгких у взрослых.
Пациенту должно быть проведено полное гельминтологическое исследование. Причем не следует уповать на расплывчатый и ненадёжный способ диагностики гельминтозов «по крови» методом ИФА. Он является недостаточно чувствительным и недостаточно специфичным, если речь вести сразу об этих двух характеристиках. Если брать по отдельности, то анализ может быть очень высокочувствительным и давать различные ложноположительные реакции. Если же анализ будет очень высокоспецифичным, то он, как правило, имеет низкую чувствительность. Поэтому обязательно нужно будет обследоваться полностью, проводить необходимые мероприятия, многократно сдавать кал, желчь, кровь и искать паразита, либо его яйца. Только обнаружение биологических структур паразита, или точное определение его наследственного материала может помочь поставить правильный диагноз.
Если же у пациентов подозревается злокачественного новообразование, вместе с эозинофилией может быть анемия, усталость, упадок сил, похудение, землистый цвет лица, отсутствие аппетита. В этом случае необходимо полноценное обследование у онколога с проведением необходимых визуализирующих и радиоизотопных методов. Это диагностическая пункция лимфоузлов, МРТ, ПЭТ-томография, и биопсия эозинофильного инфильтрата. В некоторых случаях требуется проведение пункции красного костного мозга.
Следует помнить, что никакого специального лекарства и отдельного «лечения эозинофилии» не существует. Она никогда не бывает самостоятельным заболеванием. И даже в том случае, если речь идет об эозинофильном лейкозе, то это тоже симптом. Главная причина — это нарушение работы красного костного мозга.