Дети с нарушением зрения: особенности развития и примеры занятий

Дети с нарушением зрения: особенности развития и примеры занятий

Кратковременные движения глаз за движущимися предметами отмечаются уже в первые недели жизни ребенка. Если в возрасте 3-4 месяцев он все еще не фиксирует взгляд на ярких неподвижных предметах (обычно это проявляется к двум месяцам), то необходимо отнестись внимательно к состоянию зрения малыша.

Патологии у новорожденных могут быть связаны не только с остротой зрения, но также с периферическим и стереоскопическим зрением, цветоощущением, адаптацией к изменению освещения.

В появлении тех или иных зрительных нарушений большую роль играет наследственность, патология беременности, родов, или раннего послеродового периода. Нередко нарушения зрения сочетаются с патологией центральной нервной системы.

Частичная атрофия зрительных нервов, ретинопатия недоношенных, врожденная катаракта или глаукома — требуют тщательного обследования, серьезного врачебного наблюдения и лечения.

Нарушение зрения у детейДети с нарушением зрения получают от окружающего мира недостаточно стимулов и информации, необходимых для его полноценного развития. Может быть снижена двигательная активность малыша, обеднена его эмоциональная сфера. Это отмечается не сразу, так как примерно до двухмесячного возраста ребенок почти не отличается от сверстников с нормальным зрением. Однако в дальнейшем отставание становится заметным. Так, малышу становится трудно овладевать движениями рук и тела. Например, чтобы схватить звучащий предмет, он ориентируются на звуковой сигнал, пытаясь обнаружить его положение в пространстве. Однако движение собственных рук относительно предмета малыши контролировать не могут, поэтому совершение движения для достижения цели требует большего времени, чем при нормальном зрении.

Стремление родителей вылечить ребенка не должно мешать им в такой важной и эффективной работе, как развивающие игры.

Предметная деятельность способна сыграть огромную компенсаторную роль в развитии процессов восприятия и мышления у детей с нарушением зрения. Поэтому организовывать игровые занятия следует так, чтобы именно формирование предметной деятельности стало основой обучения. Специалистами разработано несколько наглядно — действенных методик.

В то же время нужно продолжать наблюдение и лечение у офтальмологов. На первом году жизни важно поддерживать постоянный тесный контакт с ребенком. Родители должны сконцентрировать усилия не только на игровых развивающих занятиях, но и на том, чтобы по возможности сохранить зрение малыша.

Ученые уверены, что правильно организованная регулярная программа тренировок поможет восставить зрение.

Количество связей между клетками мозга в течение первого года жизни продолжает расти. Поэтому зрительная информация может постепенно достичь высших ассоциативных зон. Тогда ребенок начинает осознавать свои зрительные возможности. Если это случится, малыш будет использовать зрение и обучаться по мере созревания межнейронных связей.

Поэтому родителям нельзя опускать руки и сдаваться. Нужно использовать любую доступную возможность сохранения и развития остатков зрения.

Ребенок смотрит на картинкиРазвивать зрительную функцию малыша нужно доступными для восприятия способами. Например, развесить в комнате различные картинки — контрастные и крупные. Чем чаще родители побуждают ребенка смотреть на предметы окружающего мира, тем интенсивнее будет тренировка.

Есть несколько правил для детей с нарушением зрения, которые следует соблюдать в первые месяцы жизни:

  • Сразу отвечать на крик младенца, не оставлять его в ощущении одиночества. При этом надо не только брать его на руки или гладить, но и говорить с ним, воздействовать ласковым тоном голоса.
  • Интонация голоса, его нежность и спокойная ласка необходимы малышу с нарушением зрения.
  • С самого рождения надо предоставлять больше возможностей для движений. Для этого не стоит пеленать малыша.
  • Следует чаще носить его на руках.
  • Лучше использовать сначала крупные игрушки — они легче для тактильного восприятия.
  • Первые игрушки желательно покупать контрастные — черно — белые. Потом можно будет добавлять другие цвета, лучше тёплых оттенков: красного, оранжевого, желтого.
  • Необходимо следить за общей освещенностью детской комнаты — оно должно быть достаточным.
  • Помогут в стимуляции зрительного восприятия блестящие предметы, различные источники цвета, мигающие лампочки.
  • Водные процедуры активизируют движения ребенка, развивают его ощущения, восприятия.
  • Все игрушки должны быть приятными на ощупь. При этом ребенок должен не только проявлять интерес к ярким предметам вокруг него, но и научиться соотносить то, что видит, с осязанием. Надо чаще подносить его к тем предметам, которые он видит и которыми интересуется, давать возможность их потрогать.

Главное, проводить все игры так, чтобы ребенок чувствовал себя защищенным, находился в телесном контакте с мамой. Детям с нарушением зрения тактильный контакт с родителям необходим. Находясь на руках, малыш оказывается в непосредственной близости от лица мамы или папы, а это — мощный стимулятор развития остаточного зрения. Кроме того, проводя ручкой по носу и губам, он развивает свои тактильные ощущения. А когда он соотносит открывающийся мамин рот с ее ласковым голосом, активизируется процесс звукоподражания.

Мнение врача:

Дети с нарушением зрения нуждаются в особом подходе к обучению и развитию. Врачи отмечают, что такие дети часто испытывают трудности в усвоении информации из-за ограниченной способности восприятия визуальной информации. Поэтому важно использовать специальные методики обучения, направленные на развитие других чувств и навыков. Например, занятия с использованием тактильных материалов, аудио-книг и игр, способствуют более эффективному усвоению материала. Также важно создать комфортные условия для обучения, обеспечивая хорошее освещение и правильное расположение учебных материалов. Это позволяет детям с нарушением зрения успешно развиваться и адаптироваться в обществе.

Опыт других людей

Дети с нарушением зрения имеют свои особенности развития, их нужно понимать и поддерживать. Родители отмечают, что такие дети часто обладают уникальными способностями, такими как развитая слуховая и тактильная чувствительность. Важно создавать для них специальные занятия, которые помогут развивать их потенциал. Например, использование тактильных материалов и аудиоигр способствует развитию других чувств и способностей. Главное, чтобы занятия были интересными и адаптированными к особенностям каждого ребенка.

Частые вопросы

Какие особенности развития у детей с нарушением зрения?

Дети с нарушением зрения часто испытывают задержки в развитии моторики, координации движений, а также в развитии речи и социальных навыков из-за ограниченного доступа к визуальной информации.

Какие занятия могут помочь детям с нарушением зрения?

Для детей с нарушением зрения полезны занятия, направленные на развитие тактильных навыков, а также использование специальных методик, таких как методика невидящего обучения, разработанная специально для детей с нарушением зрения.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Поддерживайте ребенка с нарушением зрения, создавая для него безопасное и удобное пространство. Убедитесь, что в доме нет предметов, которые могут стать препятствием для него, и обеспечьте хорошее освещение в помещении.

СОВЕТ №2

Играйте с ребенком в разнообразные развивающие игры, которые способствуют развитию тактильных и слуховых навыков. Например, можно использовать различные текстуры материалов для обучения тактильному восприятию.

СОВЕТ №3

Обратитесь к специалистам для разработки индивидуальной программы развития ребенка с нарушением зрения. Профессиональные педагоги и специалисты по реабилитации могут помочь создать оптимальные занятия и методики для развития ребенка.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации