Каждому родителю хочется, чтобы малыш развивался правильно и не отставал от сверстников. Когда у ребенка прорезывается первый зубик и он произносит первое слово — это важное событие. Но что делать, если годовалый ребенок еще не начал говорить?
В первую очередь нужно понять нуждается ли ребенок в помощи со стороны врача, чтобы помочь ему заговорить.
Детям для того, чтобы начать говорить, приходится немало упражняться. Для этого они проходят три этапа в развитии.
Три этапа развития речи:
- Понимание других людей. Таким образом дети приобретают пассивный словарный запас.
- Имитация речи других людей.
- Настраивание речи для правильного произношения звуков.
Конечно, эти умения дети развивают постепенно, двигаясь поэтапно. Врачи-логопеды разработали подробную систему помощи в развитии детской речи. Если опираться на эти данные, то можно самостоятельно попробовать сделать выводы — успевает ли ребенок для своего возраста по всем показателям или нет, а может даже опережает их.
- В возрасте 1 месяца выражает свои потребности криком.
- В возрасте 2 месяцев малыш гулит, то есть издает поющие звуки, комбинируя (г, м) и (а, у, ы). Может произносить «агу ».
- В возрасте 3-4 месяцев начинает интенсивно гулить, более длительно. Он может управлять своими интонациями, словно говорит на своем языке.
- В 5 месяцев словно распевает гортанные звуки, уже рассматривает и запоминает лица взрослых.
- В 6 месяцев ребенок выходит на новую стадию и начинает уже лепетать, активно повторяет слоги с согласными звуками и подражает взрослым.
- В 10 месяцев может повторить за взрослыми отдельные слоги «ба », «ма », «па », при этом комбинирует их в различном порядке.
- Когда малышу годик, он уже способен произнести короткие и хорошо знакомые ему слова — «мама », «папа », «дай ». Наблюдаются попытки составить простое предложение.
- В 1,5 года ребенок набирает в свой словарный запас около 50 слов и способен ответить на простые вопросы: «Кто? », «Что? ».
- В возрасте 1,5-2 лет запас слов может доходить до 100-200. Ребенок уже может отвечать на вопросы: «Какой? », «Кто это? », «Что это? ». Он к этому времени запоминает свое имя и членов семьи. Сам задает вопросы, используя жесты и некоторые слова, чтобы объяснить, чего он хочет.
- В 2-3 года с каждым месяцем набирает по 20-30 новых слов ежемесячно в свой лексикон. Сам активно задает вопросы «Где? », «Куда? », «Откуда? », «Почему? ». Как раз в это время начинается период «почемучки ». Ребенок уже активно использует свой словарный запас, изменяет интонации, склоняет слова, строит их в осмысленные предложения.
В возрасте 3 лет родители обычно замечают, что дети — словно зеркальное отражение их самих. Они повторяют фразы и слова, которые слышат от взрослых, начинают использовать их в своей речи и в своем понимании. Конечно некоторые звуки еще ребенок не может произнести правильно, но он очень старается и начинает составлять предложения уже из 3-4, а позже из 4-5 слов. Очень скоро он сможет рассуждать и делать свои первые выводы. Это самое лучшее время, чтобы начать учить стихи, читать книги.
Все этапы развития речи — это золотой стандарт. Но в реальности очень часто можно услышать от мам и пап, что их дети развиваются совершенно по-другому. Например, девочки произносят первые слова обычно немного раньше, чем мальчики. В некоторых семьях бывает такое, что все дети могут начать говорить поздно. Даже вполне нормальный и понимающий ребенок может молчать до 3-4 лет, а потом активно догоняет сверстников, а уже через год разговаривает даже лучше тех, кто заговорил в годик.
Поэтому родителям не стоит паниковать, если малыш немного отстает от сверстников. Главное быть терпеливыми и внимательными к ребенку.
Как же понять стоит ли волноваться по поводу того, что ребенок не разговаривает? Когда надо обратиться к врачам или достаточно самим позаниматься. Главное — не пускать все на самотек, но и не бить тревогу. Иначе малыш может увидеть и почувствовать переживания и замкнуться в себе.
Занятия со сверстниками
Если ребенок ходит в детский сад, то обычно там логопед проводит занятия в группе, выявляя тех, которым требуется профессиональная помощь и сообщают об этом родителям. Если воспитатели молчат по этому поводу, то лучше самостоятельно подойти к логопеду и поговорить.
Если в садике логопеда нет, лучше обратиться к другому специалисту. Найти его можно в детской поликлинике, или по рекомендациям знакомых в других медицинских учреждениях.
Стоит обратиться за консультацией также в такой ситуации, когда малыш говорит не умолкая. Причиной этого могут быть нарушения в речи.
Плохое произношение
Когда ребенок много говорит — это хороший показатель развития речевого аппарата, но также важно, чтобы он правильно произносил звуки. Часто дети нуждаются в подсказках взрослого, куда правильно поставить язычок или как правильно держать губки, чтобы произнести правильно тот или иной слог. Визит к логопеду поможет заметно облегчить решение этой задачи.
На приеме логопед наблюдает за ребенком, затем определяет, какая нужна помощь. Если он заподозрит какие-либо отклонения от нормы в развитии речи, специалист даст советы, что нужно делать. Возможно порекомендует обратиться к лор-врачу, неврологу или психологу. Так как причины неправильного произношения или молчания иногда связаны с другими причинами. Может оказаться так, что у малыша все в порядке со здоровьем, а несоответствия по показателям — вариант его индивидуальной нормы развития.
Конечно родителям не всегда хочется ходить по врачам, но если как можно раньше предупредить проблему развития речи, то справиться с этим можно будет намного быстрее.
Некоторые думают, что к логопеду обращаются только при проблемах в развитии. Но это совсем не так. Консультация, а может быть и помощь не помешает никому. Тем более гораздо проще предупредить речевые проблемы, чем потом их исправлять. Не стоит полностью полагаться на свои силы, поэтому лучше обратиться к врачу.
Профессионалы смогут быстро понять нужна ли помощь и по каким показателям. С хорошими специалистами общаться довольно легко. Логопеды быстро распознают причины проблем, если такие имеются.
Самый легкий способ, как разговорить ребенка — играть с ним в игры. С их помощью малыш познает мир, учится говорить и менять свое поведение в той или иной ситуации. Если ребенок часто болеет и ему не хватает витаминов — это влияет на его развитие.
Простые правила, которые помогут правильному развитию ребенка:
- Соблюдение правильного режима дня.
- Соблюдение баланса витаминов и энергии в питании ребенка.
- Каждый день гулять на свежем воздухе.
- Давать возможность ребенку побольше общаться со сверстниками.
- Давать ребенку поручения, которые он способен выполнить.
Мнение врача:
Для большинства детей начало разговорной речи приходится на возраст от 12 до 24 месяцев. Однако, каждый ребенок индивидуален, и некоторые могут начать разговаривать позже. Врачи отмечают, что важно учитывать не только возраст, но и общий уровень развития ребенка. Если ребенок активно общается жестами, понимает инструкции и проявляет интерес к окружающему миру, то отсутствие разговорной речи в раннем возрасте может быть в пределах нормы. Однако, если ребенок не проявляет интереса к общению, не пытается повторять слова или не использует жесты для передачи своих потребностей, родителям следует обратиться к специалистам для оценки развития и, при необходимости, начать раннюю коррекцию.
Опыт других людей
“Ребенок не разговаривает: норма или отклонение?” – вопрос, который беспокоит многих родителей. Однако, важно помнить, что каждый ребенок развивается индивидуально. Некоторые дети начинают разговаривать позднее, и это может быть в пределах нормы. Однако, если ребенок не проявляет интереса к общению, не пытается повторять слова или жесты, это может быть сигналом о возможных проблемах в развитии. В таких случаях важно обратиться к специалистам для оценки ситуации и, при необходимости, получения помощи.
Частые вопросы
Почему мой ребенок не разговаривает?
Отсутствие разговорной речи у ребенка может быть вызвано различными причинами, включая физиологические особенности развития, наследственность, аутизм или другие неврологические расстройства. Важно обратиться к специалисту для профессиональной оценки ситуации.
Какие признаки указывают на возможные проблемы с развитием речи у ребенка?
Отсутствие бабблинга в раннем возрасте, отсутствие слов к 18 месяцам, отсутствие фраз к 24 месяцам, отставание в развитии речи по сравнению с сверстниками, повторяющиеся проблемы с произношением звуков – все эти признаки могут указывать на возможные проблемы с развитием речи у ребенка.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Если ваш ребенок не разговаривает в возрасте, когда большинство детей уже начали говорить, обратитесь к специалисту для оценки его развития. Раннее выявление проблемы поможет начать лечение или коррекцию вовремя.
СОВЕТ №2
Постарайтесь создать стимулирующую речевую среду для ребенка: читайте ему книги, пойте песни, играйте в игры, разговаривайте с ним. Это поможет развить его речь и коммуникативные навыки.
СОВЕТ №3
Обратите внимание на слуховое и общее здоровье ребенка. Некоторые проблемы со слухом или здоровьем могут быть причиной отсутствия разговорной речи.