Ребенок не разговаривает: норма или отклонение

Ребенок не разговаривает: норма или отклонение

Каждому родителю хочется, чтобы малыш развивался правильно и не отставал от сверстников. Когда у ребенка прорезывается первый зубик и он произносит первое слово — это важное событие. Но что делать, если годовалый ребенок еще не начал говорить?

Мама читает ребенкуВ первую очередь нужно понять нуждается ли ребенок в помощи со стороны врача, чтобы помочь ему заговорить.

Детям для того, чтобы начать говорить, приходится немало упражняться. Для этого они проходят три этапа в развитии.

Три этапа развития речи:

  1. Понимание других людей. Таким образом дети приобретают пассивный словарный запас.
  2. Имитация речи других людей.
  3. Настраивание речи для правильного произношения звуков.

Конечно, эти умения дети развивают постепенно, двигаясь поэтапно. Врачи-логопеды разработали подробную систему помощи в развитии детской речи. Если опираться на эти данные, то можно самостоятельно попробовать сделать выводы — успевает ли ребенок для своего возраста по всем показателям или нет, а может даже опережает их.

  • В возрасте 1 месяца выражает свои потребности криком.
  • В возрасте 2 месяцев малыш гулит, то есть издает поющие звуки, комбинируя (г, м) и (а, у, ы). Может произносить «агу ».
  • В возрасте 3-4 месяцев начинает интенсивно гулить, более длительно. Он может управлять своими интонациями, словно говорит на своем языке.
  • В 5 месяцев словно распевает гортанные звуки, уже рассматривает и запоминает лица взрослых.
  • В 6 месяцев ребенок выходит на новую стадию и начинает уже лепетать, активно повторяет слоги с согласными звуками и подражает взрослым.
  • В 10 месяцев может повторить за взрослыми отдельные слоги «ба », «ма », «па », при этом комбинирует их в различном порядке.
  • Когда малышу годик, он уже способен произнести короткие и хорошо знакомые ему слова — «мама », «папа », «дай ». Наблюдаются попытки составить простое предложение.
  • В 1,5 года ребенок набирает в свой словарный запас около 50 слов и способен ответить на простые вопросы: «Кто? », «Что? ».
  • В возрасте 1,5-2 лет запас слов может доходить до 100-200. Ребенок уже может отвечать на вопросы: «Какой? », «Кто это? », «Что это? ». Он к этому времени запоминает свое имя и членов семьи. Сам задает вопросы, используя жесты и некоторые слова, чтобы объяснить, чего он хочет.
  • В 2-3 года с каждым месяцем набирает по 20-30 новых слов ежемесячно в свой лексикон. Сам активно задает вопросы «Где? », «Куда? », «Откуда? », «Почему? ». Как раз в это время начинается период «почемучки ». Ребенок уже активно использует свой словарный запас, изменяет интонации, склоняет слова, строит их в осмысленные предложения.

В возрасте 3 лет родители обычно замечают, что дети — словно зеркальное отражение их самих. Они повторяют фразы и слова, которые слышат от взрослых, начинают использовать их в своей речи и в своем понимании. Конечно некоторые звуки еще ребенок не может произнести правильно, но он очень старается и начинает составлять предложения уже из 3-4, а позже из 4-5 слов. Очень скоро он сможет рассуждать и делать свои первые выводы. Это самое лучшее время, чтобы начать учить стихи, читать книги.

Ребенок не говоритВсе этапы развития речи — это золотой стандарт. Но в реальности очень часто можно услышать от мам и пап, что их дети развиваются совершенно по-другому. Например, девочки произносят первые слова обычно немного раньше, чем мальчики. В некоторых семьях бывает такое, что все дети могут начать говорить поздно. Даже вполне нормальный и понимающий ребенок может молчать до 3-4 лет, а потом активно догоняет сверстников, а уже через год разговаривает даже лучше тех, кто заговорил в годик.

Поэтому родителям не стоит паниковать, если малыш немного отстает от сверстников. Главное быть терпеливыми и внимательными к ребенку.

Как же понять стоит ли волноваться по поводу того, что ребенок не разговаривает? Когда надо обратиться к врачам или достаточно самим позаниматься. Главное — не пускать все на самотек, но и не бить тревогу. Иначе малыш может увидеть и почувствовать переживания и замкнуться в себе.

Занятия со сверстниками

Если ребенок ходит в детский сад, то обычно там логопед проводит занятия в группе, выявляя тех, которым требуется профессиональная помощь и сообщают об этом родителям. Если воспитатели молчат по этому поводу, то лучше самостоятельно подойти к логопеду и поговорить.

Если в садике логопеда нет, лучше обратиться к другому специалисту. Найти его можно в детской поликлинике, или по рекомендациям знакомых в других медицинских учреждениях.

Занятие у логопедаСтоит обратиться за консультацией также в такой ситуации, когда малыш говорит не умолкая. Причиной этого могут быть нарушения в речи.

Плохое произношение

Когда ребенок много говорит — это хороший показатель развития речевого аппарата, но также важно, чтобы он правильно произносил звуки. Часто дети нуждаются в подсказках взрослого, куда правильно поставить язычок или как правильно держать губки, чтобы произнести правильно тот или иной слог. Визит к логопеду поможет заметно облегчить решение этой задачи.

На приеме логопед наблюдает за ребенком, затем определяет, какая нужна помощь. Если он заподозрит какие-либо отклонения от нормы в развитии речи, специалист даст советы, что нужно делать. Возможно порекомендует обратиться к лор-врачу, неврологу или психологу. Так как причины неправильного произношения или молчания иногда связаны с другими причинами. Может оказаться так, что у малыша все в порядке со здоровьем, а несоответствия по показателям — вариант его индивидуальной нормы развития.

Конечно родителям не всегда хочется ходить по врачам, но если как можно раньше предупредить проблему развития речи, то справиться с этим можно будет намного быстрее.

Дети общаютсяНекоторые думают, что к логопеду обращаются только при проблемах в развитии. Но это совсем не так. Консультация, а может быть и помощь не помешает никому. Тем более гораздо проще предупредить речевые проблемы, чем потом их исправлять. Не стоит полностью полагаться на свои силы, поэтому лучше обратиться к врачу.

Профессионалы смогут быстро понять нужна ли помощь и по каким показателям. С хорошими специалистами общаться довольно легко. Логопеды быстро распознают причины проблем, если такие имеются.

Самый легкий способ, как разговорить ребенка — играть с ним в игры. С их помощью малыш познает мир, учится говорить и менять свое поведение в той или иной ситуации. Если ребенок часто болеет и ему не хватает витаминов — это влияет на его развитие.

Простые правила, которые помогут правильному развитию ребенка:

  1. Соблюдение правильного режима дня.
  2. Соблюдение баланса витаминов и энергии в питании ребенка.
  3. Каждый день гулять на свежем воздухе.
  4. Давать возможность ребенку побольше общаться со сверстниками.
  5. Давать ребенку поручения, которые он способен выполнить.

Мнение врача:

Для большинства детей начало разговорной речи приходится на возраст от 12 до 24 месяцев. Однако, каждый ребенок индивидуален, и некоторые могут начать разговаривать позже. Врачи отмечают, что важно учитывать не только возраст, но и общий уровень развития ребенка. Если ребенок активно общается жестами, понимает инструкции и проявляет интерес к окружающему миру, то отсутствие разговорной речи в раннем возрасте может быть в пределах нормы. Однако, если ребенок не проявляет интереса к общению, не пытается повторять слова или не использует жесты для передачи своих потребностей, родителям следует обратиться к специалистам для оценки развития и, при необходимости, начать раннюю коррекцию.

Опыт других людей

“Ребенок не разговаривает: норма или отклонение?” – вопрос, который беспокоит многих родителей. Однако, важно помнить, что каждый ребенок развивается индивидуально. Некоторые дети начинают разговаривать позднее, и это может быть в пределах нормы. Однако, если ребенок не проявляет интереса к общению, не пытается повторять слова или жесты, это может быть сигналом о возможных проблемах в развитии. В таких случаях важно обратиться к специалистам для оценки ситуации и, при необходимости, получения помощи.

Частые вопросы

Почему мой ребенок не разговаривает?

Отсутствие разговорной речи у ребенка может быть вызвано различными причинами, включая физиологические особенности развития, наследственность, аутизм или другие неврологические расстройства. Важно обратиться к специалисту для профессиональной оценки ситуации.

Какие признаки указывают на возможные проблемы с развитием речи у ребенка?

Отсутствие бабблинга в раннем возрасте, отсутствие слов к 18 месяцам, отсутствие фраз к 24 месяцам, отставание в развитии речи по сравнению с сверстниками, повторяющиеся проблемы с произношением звуков – все эти признаки могут указывать на возможные проблемы с развитием речи у ребенка.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Если ваш ребенок не разговаривает в возрасте, когда большинство детей уже начали говорить, обратитесь к специалисту для оценки его развития. Раннее выявление проблемы поможет начать лечение или коррекцию вовремя.

СОВЕТ №2

Постарайтесь создать стимулирующую речевую среду для ребенка: читайте ему книги, пойте песни, играйте в игры, разговаривайте с ним. Это поможет развить его речь и коммуникативные навыки.

СОВЕТ №3

Обратите внимание на слуховое и общее здоровье ребенка. Некоторые проблемы со слухом или здоровьем могут быть причиной отсутствия разговорной речи.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации