Анализ крови при опухоли головного мозга

image

Анализ крови при опухоли головного мозга является значительным менее информативным, чем при опухолях другой локализации. Насколько объективны изменения в анализе крови, и какие его разновидности могут помочь в диагностике злокачественных новообразований, расположенных в полости черепа?

Точная диагностика любых новообразований, расположенных в головном мозге представляет собой достаточно сложную задачу. В клинике внутренних болезней, при злокачественных новообразованиях желудка, матки, кишечника, кожи, для точной диагностики вполне достаточно взятие прицельной биопсии с последующим изучением, как гистологической структуры патологической ткани, так и ее клеточного состава. Головной мозг заключён в полости черепа, и взятие биоптата из ткани опухоли само по себе является достаточно сложной задачей, хотя и остается единственным точным способом диагностики опухоли.

О гематоэнцефалическом барьере

image

Мозговая ткань отделена от общего кровотока так называемым гематоэнцефалическим барьером. Такой барьер существует для того, чтобы избежать неконтролируемого проникновения различных веществ, всосавшихся в кишечнике и прошедших через портальную систему печени, и находящихся в общем кровотоке без «собственного разрешения» головного мозга.

В некоторых участках головного мозга такого барьера нет и это позволяет гормонам гипофиза свободно всасываться в кровь, а вредным веществам, попавшим в кровоток при отравлении, стимулировать рвотные центры, которые тоже расположены в головном мозге. А другие отделы мозга надежно защищены от свободного сообщения с кровеносными капиллярами, в отличие от других органов и тканей.

Гематоэнцефалический барьер является значительной проблемой, поскольку он не разрешает многим высокоэффективным лекарственным препаратам проникать в мозговые структуры, и при некоторых заболеваниях, например, при гнойных менингитах, приходится вводить антибиотики непосредственно в спинномозговую жидкость или ликвор. Но гематоэнцефалический барьер не только затрудняет введение лекарственных препаратов в нервную ткань, он также ещё и препятствует выделению различных веществ из нервной ткани в общий кровоток. Эта «обратная сторона медали» существенно уменьшает вероятность диагностики злокачественных и любых объемных новообразований по анализам крови.

Можно сказать, что точный диагноз такой патологии головного мозга только лишь с помощью лабораторных методов диагностики поставить невозможно. Но существуют исследования, которые могут помочь врачу насторожиться. Это сдача крови на онкомаркеры. И, прежде чем перечислять разновидности исследований, необходимо рассказать, когда и зачем это нужно делать.

Какие онкомаркеры можно использовать?

Правильная терминология является залогом правильного понимания процессов, которые протекают в организме, в том числе и патологических. Так, в интернете можно сплошь и рядом прочитать такие безграмотные названия, как «онкомаркеры на рак головного мозга» или просто такое название болезни, как «рак мозга». Это название бессмысленно и в этом случае слово «рак» является простонародным обозначением любой злокачественной опухоли.

Но врач вам скажет, что раком называются злокачественные образования, которые возникают из эпителиальных тканей, которых нет в полости черепа. Поэтому может быть рак языка, рак поджелудочной железы или желудка, рак кишечника или других органов, а вот рака головного мозга в принципе не бывает. Но раз возникла такая неправильная традиция, то пойдем у нее на поводу и определим, когда онкомаркеры помогут при «раке мозга» определить злокачественный рост.

Однако при этом нужно помнить, что не существует никаких специфических «онкомаркеров головного мозга», которые однозначно будут показывать наличие опухоли в полости черепа. Онкомаркеры предназначены для выявления иных заболеваний с большей долей вероятности. Так, альфа-фетопротеин чаще всего используется для выявления рака печени. Такой онкомаркер, как простатический антиген (ПСА) помогает обнаружить рак простаты. Еще одно соединение — СА 15-3 или углеводный антиген, показан для мониторинга за раком молочной железы, он показывает его отличие от мастопатии. Онкомаркер Са-125 является основным показателем, который помогает установить диагноз рака яичников и особенно выявить наличие метастазов.

Что же остается на долю головного мозга, который так хорошо защищен не только костями черепа, но и гематоэнцефалическим барьером? Для диагностики, или точнее, для возникновения опасений на наличие злокачественного роста могут использоваться врачом следующие онкомаркеры:

Раково-эмбриональный антиген или РЭА.

Это соединение вырабатывается нормальным эмбрионом и плодом человека, но после появления ребенка на свет его выработка прекращается. У взрослого это вещество в крови практически не выявляется (до 10 нг/ мл). Когда возникает злокачественный опухолевый процесс, то этот метаболит вновь возникает крови, в моче и других жидкостях. Поскольку этот антиген не обладает никакой специфичностью, а только указывает, что где-то возможно начался рост опухоли, то он применяется при скрининге больших групп населения для ранней диагностики опухолей.

Полную информацию об этом онкомаркере можно найти в статье РЭА онкомаркер: показатели, норма, расшифровка анализа.

В том случае, если этот показатель превышает 20 нанограмм на миллилитр, то можно подозревать возникновение злокачественного процесса. Но чаще всего, его используют для поиска действительно эпителиальных новообразований, или рака. Это рак лёгкого и колоректальная локализация, панкреатическая карцинома и молочной железы, опухоли яичников и простаты. Можно сказать, что назначение этого исследования является скорее исключением, чем правилом при онкологической патологии ЦНС (центральной нервной системы).

Нейронспецифическая енолаза или NSE.

Этот онкомаркер уже более характерен для поражения нервной ткани, и применяется в лабораторной диагностике для выявления злокачественных опухолей, которые происходят из клеток нервной системы. Это такие злокачественные новообразования, как нейробластома и ретинобластома, феохромоцитома, мелкоклеточный рак легочной ткани, карцинома щитовидной железы и другие опухоли. Если источником опухоли является нервная ткань, то необязательно она должна локализоваться в головном мозге, как видно из вышеперечисленных локализаций. В подавляющих случаях этот онкомаркер назначается для ранней диагностики мелкоклеточного легочного рака, а вот новообразования головного мозга – не его «сильная сторона», хотя повышение его в крови при этой локализации онкологии так же возможно.

В норме у взрослого человека концентрация этого онкомаркера в плазме крови меньше 17 нанограмм на миллилитр. В случае незначительного или более высокого повышения референсного значения речь может идти о появлении различных нейроэндокринных опухолей, но их локализация может быть во всём организме, например, в ткани желез внутренней секреции. Дополнительно исследуется концентрация такого онкомаркера, как хромогранин А, который тоже показан для диагностики нейроэндокринных опухолей;

Протеин S 100

В неврологии иногда используется такой онкомаркер, как протеин S 100, он связан с различными заболеваниями, которые вызваны пролиферацией глиальных клеток, или астроцитов головного мозга. Большой интерес вызывает связь роста этого онкомаркера в плазме крови с различными повреждениями структур ЦНС. Это необязательно злокачественные новообразования: это могут быть тяжёлые ЧМТ, или черепно-мозговые травмы, дегенеративные процессы, различные инсульты и субарахноидальные кровоизлияния. Очень помогает этот онкомаркер в диагностике опухоли кожи — меланомы.

Значение этого маркера не превышает малого количества в 0,105 мкг/л. Увеличение концентрации возникает при многих поражениях, и даже при обострении такого психического заболевания, как биполярное расстройство, которое ранее называлась маниакально-депрессивным (МДП) психозом. Никаких специальных критериев для выявления опухоли ЦНС для этого онкомаркера не разработано.

Значение онкомаркеров в диагностике опухолей мозга

Говоря об онкомаркерах, нельзя не отметить, что повышение их значений может быть и при состояниях, далеких от онкологической патологии. Так, та же нейронспецифическая енолаза может значительно повышаться при различных инсультах, при травмах периферических нервов, при пневмонии, в том числе вялотекущей и хронической и при других состояниях. Белок S-100 может повышаться после физических интенсивных нагрузок.

Зачем же назначать исследование онкомаркеров при подозрении на злокачественную опухоль головного мозга, если их повышение значений ни в коем случае не является специфическим непосредственно для злокачественных новообразований этой локализации, если возможна масса ложноположительных значений и этот метод, вообще, является или скрининговым, или средством дополнительной диагностики? В том и дело, что практически незачем.

Для врача-невролога вопрос злокачественного роста порой отходит на второй план. Даже в том случае, если внутри головного мозга, или на внутренней поверхности мозговых оболочек возникает доброкачественная опухоль, которая не обладает инвазивным ростом и не прорастает сквозь мозговые структуры, разрушая их (менингиома, краниофарингиома), то все равно, существует иная угроза. Развивается очаговая неврологическая симптоматика. Затем присоединяются угрожающие симптомы повышения внутричерепного давления при блокаде ликворных путей, а затем, при продолжении роста, возникают признаки компрессии жизненно важных структур мозгового ствола. Быстро развиваются симптомы дислокации головного мозга с возникновением его отёка — набухания, которые могут привести к летальному исходу.

Поэтому симптомы опухоли головного мозга могут быть почти неотличимы от симптомов быстрорастущей паразитарной кисты. Подобная картина может быть при росте замкнутой гнойной полости (абсцесса головного мозга), особенно на фоне сниженного иммунитета, или при наличии доброкачественного новообразования.

Именно поэтому в диагностике опухолей головного мозга и объемных образований на первое место выходят не анализы крови, а современные способы визуальной диагностики. Компьютерная и магнитно-резонансная томография с контрастированием, позитронно-эмиссионная томография, которая позволяет определить локализацию различных метастазов, которые ещё никак не проявляет себя клинически, способы изотопного сканирования и прицельной биопсии опухолей с использованием стереотаксического оборудования. Только такие способы диагностики позволяют надежно установить тип опухоли головного мозга, назначить лечение и определить прогноз. По анализу крови всё это выполнить невозможно.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации