Когда говорят про онкомаркёры, например, онкомаркеры щитовидной железы, то обычно имеют в виду специфические белки, гликопротеины, то есть белки, связанные с углеводами. Их количество в здоровом организме минимально или равно нулю. Но, если говорить о раке щитовидной железы, то в его диагностике имеют значение не только подобные соединения, но и более известные гормоны и специфические субстраты. К ним относятся: тиреоглобулин, сывороточный кальцитонин, а также гормон гипофиза — ТТГ. Но прежде, чем подробнее остановиться на названиях онкомаркеров щитовидной железы и их особенностях, нужно несколько слов сказать о злокачественных новообразованиях этого органа.
Основные сведения о раке щитовидной железы
Кроме простого названия «рак», можно встретить и медицинский термин — карцинома. Щитовидная железа – это железа, поэтому карцинома из железистой ткани – это аденокарцинома. Щитовидная железа – заметный, активно функционирующий орган эндокринной системы, который хорошо поддается осмотру, инструментальному исследованию. А методами лабораторной диагностики можно выявить отклонение от ее функции.
Поэтому рак щитовидной железы очень быстро распознаётся, и в большинстве своем хорошо и успешно лечится. Ведь этот эндокринный орган настолько тонко связан с гипофизом и органами-мишенями, точками приложения гормонов, что уже на самых ранних стадиях легко можно заметить различные отклонения, и даже нащупать их рукой, чего не скажешь о внутренних органах. Это не меланома, которая довольно часто бывает без первичного очага, и процесс начинается с метастазирования.
Что касается рака щитовидной железы, то его контингент – это в подавляющем большинстве женщины, в основном от 30 до 60 лет. Первые признаки этого заболевания:
- Дискомфорт и болевые симптомы в области шеи;
- Трудности при глотании;
- Незначительное увеличение шейных лимфатических узлов.
Но чаще всего люди находят узловые образования, которые чаще всего бывают ассиметричные, безболезненные и прощупываемые в толще щитовидной железы.
Немного о гистологии
Гистологически выделяется несколько типов карцином. Чаще всего — это папиллярная карцинома, более 4/5 от всех диагностированных случаев злокачественных новообразований этого органа. Если человек младше 45 лет, и опухоль выявлена рано, то прогноз обычно хороший. Под словом «прогноз» в онкологии подразумевается, увы, пятилетний срок выживаемости, а не вовсе полное излечение, об этом тоже нужно помнить. Пожилые люди страдают тяжелее, и папиллярная карцинома у них чаще всего развивается агрессивно, с появлением метастазов.
В 10% всех случаев находят фолликулярную карциному. Она встречается у людей с региональным дефицитом йода в местах длительного проживания, а также у пожилых. Это более агрессивная форма рака.
В случае наследственной генетической мутации появится медуллярная форма, или медуллярная карцинома. Это редкая форма, всего 3% от всех случаев. Чаще всего — это одностороннее развития опухоли, начинают бесконтрольно расти клетки, которые в норме производят гормон кальцитонин. Теперь понятно, почему кальцитонин плазмы тут выступает как онкомаркер щитовидной железы.
Ещё реже встречается так называемая анапластическая карцинома, всего лишь в 2%. Это тоже агрессивный тип опухоли у пожилых людей, она течёт очень злокачественно, и практически всегда приводит к быстрой смерти, так как это низкодифференцированная опухоль. Остается утешаться, что она встречается всего лишь у 1 пожилого пациента, больного раком, из 50 случаев рака у таких же пожилых людей.
Наконец, выделяется и радиационный рак. Последствия аварии на Чернобыльской АЭС, высоких доз лучевой терапии, что можно отнести к редким формам, которые встречаются в популяции спорадически.
Существуют и определенные группы риска. Как было сказано выше, это женский пол, пожилой возраст, и проживание в районах с дефицитом йода. Также можно отметить радиационное воздействие. Кроме этого, в группе риска пациентки с поставленным диагнозом зоба, особенно узлового. В группе риска находятся и пациенты с наследственной патологией. К ним относится так называемая множественная эндокринная неоплазия, и другие редко встречающиеся болезни. Как диагностировать рак щитовидной железы? Когда показано исследование онкомаркеров для щитовидной железы, в том числе и гормонов, при лабораторных исследованиях?
Диагностика рака щитовидной железы
Как и любая форма злокачественного новообразования, диагностика карцином щитовидной железы невозможно без биопсии, проведения КТ, МРТ, выполнения УЗИ щитовидной железы. С помощью лабораторных методов исследования выявляется несколько биохимических метаболитов, которые относятся к разряду онкомаркеров, а также гормонов, которые выступают в роли онкомаркеров на рак щитовидной железы. Один из них — широко известный раково-эмбриональный антиген (РЭА), есть и нейронспецифическая енолаза, а остальные являются исключительно продукцией собственно щитовидной железы, поскольку она — активно секретирующий орган. И первый из них — это тиреоглобулин.
Тиреоглобулин (ТГ) как маркер рака
Тиреоглобулину, его строению, и функции посвящена отдельная статья Анализ на антитела к тиреоглобулину, поэтому подробно здесь его функция не рассматривается. Скажем только, что из тиреоглобулина вырабатываются гормоны щитовидной железы. В том случае, если у пациента имеется диагноз папиллярной или фолликулярной аденокарциномы, то ему необходимо исследовать этот белок в плазме крови.
Он не помогает поставить диагноз, но зато прекрасно расскажет о том, высок ли риск рецидива опухоли после операции или он отсутствует, и лечение было успешным. Обычно анализ на тиреоглобулин назначается примерно в срок от 6 до 12 месяцев после проведения радикальной операции, и в том случае, если тиреоглобулин выше референсных значений, то речь вполне может идти о рецидиве рака, и нужно искать повторно опухолевое образование уже другими способами.
В случае нахождения примерно через 12 месяцев тиреоглобулина в норме, можно говорить о выздоровлении. Правда, существует одно «но». Если у пациента есть в крови особые антитела к тиреоглобулину, если пациент является носителем цитомегаловирусной инфекции, недавно перенес инфекционный мононуклеоз, — то, несмотря на рецидив рака, результат может быть ложноотрицательным.
Референсные значения тиреоглобулина 1,4 — 78 нанограмм на миллилитр.
Кальцитонин сыворотки
Кальцитонин вырабатывают медуллярные клетки, поэтому повышению этого гормона соответствует медуллярная аденокарцинома. Это, это как бы ни звучало кощунственно, замечательно. Она встречается довольно редко, у одного из 30 пациентов с раком щитовидной железы, а это вещество, выступающее в роли «онкомаркера щитовидки», позволяет довольно точно выявить рецидивы, и проконтролировать эффективность лечения.
Кроме выявления медуллярного рака, он исследуется для постановки диагноза болезни Сиппла, или множественной эндокринной неоплазии. Особую важность имеет тест, при котором в кровь вводят пентагастрин, а потом измеряют уровень кальцитонина. Если исходно кальцитонин был высокий, а при тесте с пентагастрином он резко повысился — примерно в 10-20 раз, то это однозначно свидетельствует о медуллярном раке.
Как и в предыдущем случае, кальцитонин назначается для оценки результатов оперативного лечения, а вовсе не для первичной диагностики. Его сдают в позднем послеоперационном периоде, чтобы отследить — не дала ли опухоль метастазы, и не появился ли рецидив.
Читатели могут задать справедливый вопрос: «а если кальцитонин так чувствительно реагирует на медуллярный рак, то почему же его не применять для диагностики»? Дело в том, что щитовидная железа очень хорошо расположена, она открыта для проведения биопсии, которая может однозначно и безошибочно, со 100% точностью с помощью гистологического исследования поставить диагноз любой формы рака.
Насколько бы хорош не был кальцитонин для диагностики, всё-таки он может давать разные результаты. Он связан с метаболизмом кальция. Если внутривенно будут водиться препараты кальция, то результат будет ложным. После интенсивной физической нагрузки тоже может быть ложноположительная реакция. Если человек накануне употреблял алкоголь, это тоже может повлиять на результаты анализа, так же, как заместительная терапия эстрогенами, или употребление накануне сдачи крови в пищу большого количества углеводов.
Референсные значения кальцитонина зависят от пола: у женщин он должен быть меньше 6,4 нг/мл, а у мужчин должен быть в норме меньше, чем 9,52 нг/мл.
Вам будет полезна также наша статья Что показывает анализ крови на кальцитонин?
РЭА, или раково-эмбриональный антиген
Этот гликопротеин широко применялся как онкомаркер при различных формах рака, и в первую очередь — это рак толстого кишечника и прямой кишки, и тут по чувствительности ему нет равных. Вот как раз здесь его и можно использовать как средство первичной диагностики. Что касается новообразований щитовидной железы, то он обладает способностью коррелировать с результатами лечения. Если весь объём опухолевой ткани убран удачно, то он постепенно приходит к норме, и это приходит в течение 2 месяцев, не позже.
Таким образом, этот антиген, несмотря на свою неспецифичность, просто используется как подтверждающий тест, особым онкомаркером рака щитовидной железы он не является. Если после проведенного лечения его данные не расходятся с показателями тиреоглобулина и кальцитонина, то всё в порядке. Никакой особой чувствительности и специфичности в отношении щитовидной железы у этого метаболита нет.
Да, когда у пациента медуллярный рак, его концентрация тоже повышается. Но если одновременно определить и РЭА, и кальцитонин, то это будет гораздо более достоверным фактом. Ведь в данном случае рост концентрации кальцитонина уже можно считать не связанным с поступлением кальция в организм, физической нагрузкой и другими погрешностями. РЭА показывает, что идёт какой-то онкологический процесс.
Что касается референсных значений, то здесь всё зависит от курения. У некурящих максимальное значение — 3,8 нанограмм на миллилитр, а у курящих — 5,5. Поэтому тем, кто идет сдавать раково-эмбриональный антиген, лучше в течение 2 суток перед этим воздерживаться от курения, чтобы он был как можно ниже.
Более подробно об этом онкомаркере можно узнать в нашей статье РЭА онкомаркер: показатели, норма, расшифровка анализа.
Нейронспецифическая энолаза (NSE)
Этот онкомаркер чаще всего применяется для определения мелкоклеточного рака легкого, но при медуллярном раке щитовидной железы он тоже показан к исследованию. Как и в случае с раково-эмбриональным антигеном, он является неспецифическим метаболитом, и назначается для подтверждения большей достоверности исследования. Референсные значения нейронспецифической енолазы — максимально это 16,3 нг/мл, при этом нижнего предела концентрации не существует, он может вообще не определяться.
ТТГ – гормон гипофиза
Наконец, для полноты картины нельзя забывать о гормонах гипофиза, которые заставляют щитовидную железу вырабатывать собственные гормоны. Как известно, этот гормон поддерживает постоянную концентрацию в плазме крови тиреоидных гормонов, главная роль которых – это энергетический обмен организма.
Данному гормону на нашем сайте посвящена отдельная статья Анализ на ТТГ.
Когда количество тироксина и трийодтиронина, вырабатываемого щитовидной железой снижается, то вырабатывается специальный гипоталамический рилизинг-фактор, который командует гипофизу, а он секретирует в ответ тиреотропный гормон.
Этот анализ как онкомаркер эффективен будет в небольшом количестве случаев, только тогда, когда опухоль щитовидной железы сама имеет гормональную активность. В таком случае она будет маскироваться под функцию нормальный щитовидной железы, и в итоге головной мозг будет получать информацию, что железа вырабатывает гормонов слишком много (нормальный фон плюс опухолевая продукция). Тогда, по принципу обратной связи, мозг будет давать команду на снижение секреции гипофизом ТТГ. Таких опухолей немного – не более 1%.
В отличие от других описанных в статье соединений, концентрация этого гормона гипофиза зависит от возраста. У взрослых, старше 20 лет, нормальная концентрация 0,3 — 4,2 мкМЕ/мл.
Таким образом, щитовидную железу с помощью её собственных гормонов, гормонов гипофиза и нескольких стандартных онкомаркеров можно осмотреть со всех сторон, только лишь лабораторными методами диагностики. Следует помнить только одно: все соединения, описанные в статье, берутся только после проведенного лечения, и только последний из них — тиреотропный гормон, ТТГ, косвенно может показать на тот факт, что в щитовидной железе существует источник дополнительной гормональной секреции. Но даже в том случае будет проводиться диагностический поиск, и окончательно ставиться диагноз только лишь после выполнения биопсии.